В чем разница между народными и авторскими сказками?

В целом, явление русского устного народного творчества не сильно отличается по своим признакам от подобного у других народов. Это, прежде всего, умершие мифы, которые потеряли свою первоначальную концепцию и были переработаны и адаптированы для передачи другим поколениям в форме рассказа.

Русские народные сказки разделяются на три большие группы:

  • Сказки о животных;
  • Бытовые;
  • Волшебные.

Как и у других народов, русские народные сказки общаются с читателем в первую очередь при помощи системы символов и образов, которые были архитипичны и характерны для того времени. Кроме того, существует определенный список тем, которые затрагиваются в народных произведениях:

  1. Тема сотворения мира и человека. Самый известный представитель – «Колобок», где, по одной из версий, Старик и Старуха – это образы Бога и Богини, а Колобок – сотворенный из теста человек, проходящий через всю свою жизнь до смерти: в оригинале каждое из животных, встреченных Колобком, откусывало от него часть.
  2. Тема взросления и прохождения обряда инициации. В подобных произведениях герой, как правило, отправляется в путешествие, где из мира живых попадает в «Темный Лес», который считается обозначением мира мертвых. Там он встречает проводника – чаще всего Бабу Ягу, которая изначально считалась положительным персонажем, и давала герою советы, как пройти через страну мертвых.
  3. Тема народного героя. Во многих русских народных сказках появляется героический архетип – персонаж, который олицетворяет представление народа об идеальном человеке.
  4. Тема рождения и загробной жизни.

Все эти сюжеты были взяты напрямую из более ранних мифов и былин русского народа. Сейчас многие из этих сюжетов оказались заимствованы другими русскими авторами. Кроме того, многие писатели отталкиваются не только от сюжетов, но и от групп сказок. Как, например, Иван Крылов.

Басни Ивана Крылова во многом базируются на группе русских народных сказок о животных. Они имеют главный и характерный признак – говорящие животные, которые живут так же, как и люди. Однако в отличие от сказок, где сюжет был взят из мифа, и где все символы и образы прежде всего освещали важные для русского народа аспекты жизни, в баснях Крылова через сюжеты преподносятся различные идеи и житейские мудрости – прежде всего, это сделано для детей.

Кроме того, помимо «идей для детей», басни имеют в себе мощнейшую социальную и политическую сатиру. Например, известный всем «Квартет», помимо той идеи, что без навыков не получится ничего, имеет в себе карикатуру на Государственный Совет, учрежденный в начале 19го века. Тем не менее, за счет того, что преподнесено это было неявно и сокрыто в большом количестве символов, эту историю пропустила цензура.

Кроме того, одной из особенностей басен Крылова является то, что автор не пытается поучить читателя – он заставляет его думать. Иван Андреевич описывает ситуацию со стороны наблюдателя, и потом делает вывод – а уже все размышления остаются на совести самого читателя.

Произведения Крылова являются отличным примером одновременно детской и взрослой литературы, где за классическими «уроками» скрываются более сложные темы, понятные старшим людям. Это произведения, актуальные даже сейчас – что можно понять по обязательному из наличию в школьной программе.

Читайте также

Поделись этой записью или сохрани себе на стену чтобы не потерять

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *